10-15 лет назад об электронной торговле мало кто знал, и потом, когда она появилась, отнеслись к этому факту с недоверием. Предприниматели, имеющие собственный бизнес, с опаской знакомились с инновационным решением времени, раздумывая, как с ним поступить: принять в продвижение бизнеса, воздержаться, подумать о последствиях, концепциях, предложенных веянием живущей эпохи новых форм торговли.
Рынок маркетплейсов начался в период дефицита товаров на рынке и огромного трафика. Производителям необходимо было определяться со сбытом. И маркетплейсы оказались верным решением (например: Wildberries, Ozon). Электронные площадки торговли предлагали хорошие условия для реализации продукции: скидки, акции, разнообразие размеров, оттенков, модификаций, ассортимента; лояльные условия приобретения продукции после примерки; удобную и быструю доставку.
- В настоящее время, начиная бизнес на маркетплейсах, необходимы достаточно высокие инвестиционные вливания, с целью построить бизнес успешного формата. Конкурентов много. Нужны серьезные концепции развития, прокаченный бренд, трафик, исключающий конкурентов, хороший маркетинг, знания, навыки.
- Маркетплейсы переросли в формат представительств в интернете: магазины превратились в медиа – площадки, где потребители зависают больше, чем в одноклассниках. Почему так происходит? Дело – в экономии времени. Площадки стараются привлечь внимание потенциального покупателя на продолжительное время: интересная музыка, отсутствие окон, настенных часов, ароматерапия – все это отвлекает от проблем и течения времени. Покупателю нравится такой подход, это удобно, ненавязчиво, привлекательно, не бьет по карману.
- Магазин в телефоне – это магазин везде. Он экономит время, которое было бы потрачено в очереди на кассе в традиционном магазине. В интернет магазин можно зайти в любое время суток, он всегда работает, где бы ни находился покупатель: в метро, на диване, на стадионе, на работе.
- Традиционный ритейл никуда не денется. Эффективные технологии внедряются постоянно и остаются, но обычные традиционные магазины останутся: на продукцию, имеющуюся там, всегда есть спрос, потому, что есть покупатель. Традиционные магазины будут продавать продукцию того направления, которую не смогут продавать маркетплейсы. Они выживут.
- Маркетплейсы забирают внимание 30% покупателей, посещающих Wildberries. Это пассажиры метро. И это удобно, потому, что налицо экономия времени.
- Импорт замещается отечественным товаром, производители осваивают новые виды ассортимента. Сдвиги на рынке, новые бренды одежды замечены в сегменте одежды. Каталоги бытовой техники пребывают без изменений.
- Маркетплейсы изменили структуру продаж у российских производств. Сейчас производители сами выходят на площадки маркетплейс, чтоб предложить продукцию без посредников. Выгодно ли это будет потребителю? Скорее да, чем нет.
Немного статистики
Лучшие маркетплейсы:
- Wildberries,
- Ozon;
- Alixpress;
- Яндекс.Маркет.
Актуальные данные Data Insight: маркетплейсы возглавляют рейтинг по количеству реализаторов РФ. Предпринимателей любого бизнеса привлекает возможность доступа к огромной аудитории, удобство логистики. Wildberries дал оборот по одежде и обуви 400 000 млрд.руб. Площадка привлекательна для поставщиков всех товарных групп. Доля маркетплейсов в 2022 составила 45%, в 2023 – рост рынка 25 – 30%.
Число продавцов в 2023 составило 65 000. Главная задача предпринимателей – привлечь внимание к товарам на маркетплейс. Сегодня пятая часть ИП в РФ применяют маркетплейсы в своей деятельности. В этом году будут открыты новые магазины тысячами ИП. Кроме частных ИП, деятельностью с привлечением маркетплейс займутся и ЮЛ. Один из критериев – быстрая доставка, привлекательные условия, комфорт.
Изменили ли нашу жизнь маркетплейсы? Очевидно, что да. Выбора стало больше, а еще это быстро, дешево и просто.